Развитие младенцев обычно оценивается в четырех областях.
Общение
То, с какой готовностью ваш ребенок учится улыбаться, агукать, реагировать на человеческие лица и голос, может кое-что сказать вам о нем как о социальном существе. Серьезные задержки в этой области могут указывать на проблему со зрением и слухом или с эмоциональным и интеллектуальным развитием.
Язык
Ребенок, имеющий большой словарный запас в раннем возрасте или использующий сложные фразы и выражения раньше положенного возраста, скорее всего будет хорошо владеть словом. Но ребенок, выражающий свои просьбы мычанием и жестами, к концу второго года способен догнать первого и позднее говорить так же хорошо или даже лучше. Поскольку рецептивное языковое развитие-(насколько хорошо ребенок понимает то, что ему сказали) лучший показатель прогресса, чем экспрессивное языковое развитие (насколько хорошо ребенок говорит сам), ребенок, который "все понимает", но говорит очень мало, вряд ли испытывает какие-либо трудности с развитием. Опять-таки очень медленное развитие в этой области порой указывает на проблемы со зрением или слухом, которые необходимо проверить.
Развитие основной моторики
Некоторые дети проявляют повышенную физическую активность в утробе матери; после рождения они рано начинают держать голову, садиться, вставать, ходить и могут вырасти более атлетически развитыми, чем большинство других детей. Но есть и такие дети, которые вначале были очень спокойными, а в более старшем возрасте добиваются прекрасных результатов на футбольном поле или теннисном корте. Однако в случае слишком большой задержки следует проверить, нет ли у ребенка каких-либо проблем со здоровьем, мешающих нормальному развитию.
Развитие малой моторики
Ранняя координация движений, стремление достать, схватить и поиграть предметом, проявившиеся раньше среднего возраста, могут указывать на то, что ребенок будет хорошо владеть руками. Однако ребенок, которому потребовалось больше времени для того, чтобы преуспеть в этой области, вовсе не обязательно позднее превратится в неуклюжего "неумеху".
Большинство показателей интеллектуального развития, например творческие способности, чувство юмора, умение решать логические задачи, обычно не проявляется до конца первого года жизни. Но постепенно при благоприятных обстоятельствах, поощрении со стороны взрослых и достаточном количестве собственных усилий различные природные качества ребенка комбинируются, чтобы создать талантливого художника, способного инженера, одаренного финансиста, цепкого брокера, чуткого учителя, выдающегося бейсболиста.
Развитие ребенка в различных областях, как правило, происходит неравномерно. Один ребенок может начать улыбаться в 6 недель, но при этом не тянуться к игрушке до 6 месяцев, другой может начать ходить в 8 месяцев, но не говорить до полутора лет. Когда ребенок равномерно развивается во всех областях, то можно составить более ясное представление о его будущем потенциале. Ребенок, который все начинает делать рано, будет скорее всего по своему развитию превосходить средний уровень; тот ребенок, который во всех областях развивается крайне медленно, вероятно, будет иметь серьезные проблемы с развитием или здоровьем, что делает необходимым дополнительное обследование и, возможно, медицинское вмешательство(для оценки развития младенца часто используется денверский тест проверки развития. Если ребенок не приобрел какого-то конкретного навыка к тому возрасту, когда им овладевают 90% детей, значит, в этой области у него имеется задержка в развитии. Если задержка наблюдается в двух и более областях, то есть необходимость выяснить причину задержек в развитии и принять меры. Раннее вмешательство порой способно в значительной степени изменить будущее ребенка с замедленным развитием).
Хотя дети развиваются с разной скоростью, развитие каждого ребенка - при условии, что не существует каких-либо внешних или внутренних барьеров, - подчиняется трем одинаковым для всех основным закономерностям. Во-первых, развитие ребенка идет сверху вниз, от головы до пальцев на ногах: дети начинают поднимать голову раньше, чем спину, чтобы сесть, и начинают держать спину прежде, чем встают на ноги. Во-вторых, развитие идет от туловища в направлении конечностей: дети начинают пользоваться руками раньше, чем ладонями, и ладонями - прежде, чем пальцами. И развитие движений, что неудивительно, идет от простых к более сложным.
Другой аспект обучения младенцев - это глубокая концентрация внимания, направленная на овладение каким-либо отдельным навыком. Ребенок может не проявлять интереса к повторению простейших слогов, пока он учится вставать на ноги. Как только ребенок овладел чем-либо, он ставит перед собой другую задачу и настолько ею увлекается, что словно бы забывает на время о своих прежних достижениях. В конце концов ваш ребенок научится сочетать различные навыки и пользоваться каждым из них при необходимости.
Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни больше никогда он не будет учиться с такой скоростью. Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют. Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад.
|