Как определяется интеллектуальная готовность:
Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов, например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок, прослушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться (в сложных случаях) повторное воспроизведение — после дополнительного зачитывания тех же слов — и отсроченное воспроизведение, скажем, через час после прослушивания. Л.А. Венгер приводит такие показатели механической памяти, характерной для 6-7-летнего возраста: с первого раза ребенок вспоминает не менее 5 слов из 10; после 3-4 прочтений воспроизводит 9-10 слов; через 1 час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признаком переутомления).
Методика А.Р. Лурии, позволяющая определить уровень развития опосредованной памяти, непро-ста и для ребенка, и для психолога, так как требует сложной интерпретации результатов. С ее
помощью выявляется и общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умение планировать свои действия. Ребенку дается задание запомнить слова с по-
мощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, кото-рый потом поможет ему это слово воспроизвести. То есть рисунок должен стать средством, помо-гающим запоминать слова (и дети принимают эту задачу или не принимают ее, увлекшись самим процессом рисования). Для запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний, таких как, напри-мер, грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Через 1-1,5 часа после прослушивания ря-да слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.
Помимо принятия и непринятия задачи, в 6-летнем возрасте встречается частичное принятие: ре-бенок помнит слово по ходу рисования, но забывает его при воспроизведении, заменяя конкрет-ным описанием своего рисунка. Общий уровень умственного развития ребенка прослеживается и при анализе других особенностей выполнения задания — адекватности рисунков, степени их
лаконичности, условности (или, напротив, конкретности, детализированности), расположения ри-сунка на листе (что свидетельствует об уровне планирования, организованности) и т.д.
Мышление 6-летнего ребенка образно и достаточно конкретно. Уровень развития наглядно-образного мышления обычно определяется с помощью методики разрезных картинок. Ребенку да-ются части рисунка, которые нужно так сложить, чтобы получилось целостное изображение — ос-лик, или петух, или чайник и т.п.
Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика АЛ. Венгера «лабиринт». Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указа-ния — мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориен-тироваться в самом лабиринте и схеме, отражающей последовательность этапов пути, т.е. решения задачи
Методик, диагностирующих уровень развития понятийного или словесно-логического мышления, много. Назовем наиболее распространенные.
«Объяснение сюжетных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней на-рисовано. Этот простой прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает
смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь. Иногда ребенку предлагают придумать название к рисунку.
Более сложная методика, чаще применяемая при обследовании детей, — «последовательность со-бытий». Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то
знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности.
Например, легкой является последовательность событий, разворачивающихся на кухне: семья обе-дает, потом моется посуда и в самом конце тарелки вытираются полотенцем. К трудным относятся
сюжеты, предполагающие понимание эмоциональных реакций персонажей, их отношений, ска-жем, взаимодействие двух мальчиков, один из которых построил башню из кубиков, а второй ее
разрушил; завершается серия картинкой, на которой первый ребенок плачет. «Последовательность событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявля-ется понимание ребенком причинно-следственных связей
|