\"Мир Любящих Мам - сибирский форум для родителей\" http://mal-kuz.flyfolder.ru/ |
|
Подготовишка или во сколько лет отдавать ребенка в школу! http://mal-kuz.flyfolder.ru/topic1087.html |
Страница 4 из 5 |
Автор: | Пчелка [ 14-04, 22:39 ] |
Заголовок сообщения: | |
Примерно треть 7-летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-летними детьми ситуация оказывается еще более сложной. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство. При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги склонны считать, что в процес-се обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные. Видимо, это так. Во всяком случае, при личностной неготовности детей к школе у учителя возникает крайне сложный комплекс проблем. А как показала Н.И. Гуткина, среди записавшихся в школу 6-летних детей меньше половины (около 40%) имеют внутреннюю позицию школьника, у остальных она отсутст-вует. Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Например, когда на уроке математики учитель зачитывает условия задачи: «Дети поехали за грибами. Маша нашла 4 гриба, а Витя на 2 гриба больше. Сколько грибов нашли дети?», 6-летние первоклассники, едва дослушав, сообщают: «А мы тоже ездили за грибами!» «А мы белых не нашли». Кроме того, они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за проис-ходящим в классе, нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания. Когда учитель и родители выражают недовольство их поведением и учебными неудачами, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, прису-щая этим детям, часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности. |
Автор: | Пчелка [ 14-04, 22:40 ] |
Заголовок сообщения: | |
Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни — разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки (разумеется, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих. Стремление ребенка к новому социальному положению — это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить. Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учи-телю, сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативноличностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования вы-полняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как к эталону дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль. Облегчает-ся общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные кон- такты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а мож-но только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях. Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность по сути своей — деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Все сложно для маленького уче-ника — начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий. Такое общение не может возникнуть без определенной базы. |
Автор: | Пчелка [ 14-04, 22:44 ] |
Заголовок сообщения: | |
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, резуль-татам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школь-ника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок заявляет, что он «хо-роший», его рисунок «самый хороший» и поделка «лучше всех» (что типично для дошкольника), нельзя говорить о личностной готовности к обучению. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, вы- являющей позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по вы- бору деятельности — прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рас-смотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на са-мом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется — дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказ-ки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, боль-ше привлекает игра. |
Автор: | Рони [ 14-04, 22:56 ] |
Заголовок сообщения: | |
Пчелка, прочитала, давай дальше |
Автор: | Пчелка [ 15-04, 00:39 ] |
Заголовок сообщения: | |
Рони Про интеллектуальную готовность к школе и какие для этого применяются методики - выложу завтра. Извините за дефисы, я их убираю, убираю и все равно они остаются. |
Автор: | Рони [ 15-04, 06:21 ] |
Заголовок сообщения: | |
Пчелка писал(а): Про интеллектуальную готовность к школе и какие для этого применяются методики - выложу завтра.
ААА, на следующем занятии... А когда контрольная по пройденному? |
Автор: | Пчелка [ 15-04, 10:22 ] |
Заголовок сообщения: | |
Рони когда дети в школу пойдут |
Автор: | Рони [ 15-04, 10:50 ] |
Заголовок сообщения: | |
Пчелка писал(а): Рони
когда дети в школу пойдут Пчелка, . Вот уж точно... Там уж проверимся на прочность... -? |
Автор: | Galya Chilli [ 15-04, 11:23 ] |
Заголовок сообщения: | |
Пчелка писал(а): когда дети в школу пойдут
ААА, тоесть я первая на экзамен да? |
Автор: | Пчелка [ 15-04, 12:04 ] |
Заголовок сообщения: | |
Galya Chilli Да! |
Автор: | Пчелка [ 15-04, 12:06 ] |
Заголовок сообщения: | |
Как определяется интеллектуальная готовность: Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов, например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок, прослушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться (в сложных случаях) повторное воспроизведение — после дополнительного зачитывания тех же слов — и отсроченное воспроизведение, скажем, через час после прослушивания. Л.А. Венгер приводит такие показатели механической памяти, характерной для 6-7-летнего возраста: с первого раза ребенок вспоминает не менее 5 слов из 10; после 3-4 прочтений воспроизводит 9-10 слов; через 1 час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признаком переутомления). Методика А.Р. Лурии, позволяющая определить уровень развития опосредованной памяти, непро-ста и для ребенка, и для психолога, так как требует сложной интерпретации результатов. С ее помощью выявляется и общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умение планировать свои действия. Ребенку дается задание запомнить слова с по- мощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, кото-рый потом поможет ему это слово воспроизвести. То есть рисунок должен стать средством, помо-гающим запоминать слова (и дети принимают эту задачу или не принимают ее, увлекшись самим процессом рисования). Для запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний, таких как, напри-мер, грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Через 1-1,5 часа после прослушивания ря-да слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них. Помимо принятия и непринятия задачи, в 6-летнем возрасте встречается частичное принятие: ре-бенок помнит слово по ходу рисования, но забывает его при воспроизведении, заменяя конкрет-ным описанием своего рисунка. Общий уровень умственного развития ребенка прослеживается и при анализе других особенностей выполнения задания — адекватности рисунков, степени их лаконичности, условности (или, напротив, конкретности, детализированности), расположения ри-сунка на листе (что свидетельствует об уровне планирования, организованности) и т.д. Мышление 6-летнего ребенка образно и достаточно конкретно. Уровень развития наглядно-образного мышления обычно определяется с помощью методики разрезных картинок. Ребенку да-ются части рисунка, которые нужно так сложить, чтобы получилось целостное изображение — ос-лик, или петух, или чайник и т.п. Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика АЛ. Венгера «лабиринт». Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указа-ния — мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориен-тироваться в самом лабиринте и схеме, отражающей последовательность этапов пути, т.е. решения задачи Методик, диагностирующих уровень развития понятийного или словесно-логического мышления, много. Назовем наиболее распространенные. «Объяснение сюжетных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней на-рисовано. Этот простой прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь. Иногда ребенку предлагают придумать название к рисунку. Более сложная методика, чаще применяемая при обследовании детей, — «последовательность со-бытий». Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. Например, легкой является последовательность событий, разворачивающихся на кухне: семья обе-дает, потом моется посуда и в самом конце тарелки вытираются полотенцем. К трудным относятся сюжеты, предполагающие понимание эмоциональных реакций персонажей, их отношений, ска-жем, взаимодействие двух мальчиков, один из которых построил башню из кубиков, а второй ее разрушил; завершается серия картинкой, на которой первый ребенок плачет. «Последовательность событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявля-ется понимание ребенком причинно-следственных связей |
Автор: | Пчелка [ 15-04, 12:06 ] |
Заголовок сообщения: | |
Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной классификации. Ребенок составляет группы из карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существа-ми. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку н давать им обобщенные названия (например, мебель, одежда), может — по внешнему признаку («все большие» или «они красные»), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платье висит в шкафу»). Как справляется ребенок с простейшими обобщениями, видно и при работе с методикой «исклю-чение предметов». Другое ее название — «третий лишний» или «четвертый лишний». В послед-нем случае из 4 предметов, нарисованных на карточке, три объединяются в группу, а четвертый, не соответствуя им по существенному признаку, исключается — оказывается лишним При отборе детей в школы, учебные программы которых значительно усложнены и к интеллекту поступающих предъявляются повышенные требования (гимназии, лицеи, некоторые спецшколы), используются более трудные методики. Сложные мыслительные процессы анализа и синтеза изу-чаются при определении детьми понятий, интерпретации пословиц и т.п. Известная методика ин-терпретации пословиц имеет интересный вариант, предложенный Б.В. Зейгарник. Кроме посло-вицы («Не все то золото, что блестит», «Не рой яму другому, сам в нее попадешь» и др.), ребенку даются фразы, одна из которых по смыслу соответствует пословице, а вторая, не соответ-ствуя по смыслу, внешне ее напоминает. Например, к пословице «Не в свои сани не садись» дают- ся фразы: «Не нужно браться за дело, которого ты не знаешь» и «Зимой ездят на санях, а летом на телеге». Ребенок, выбирая одну из двух фраз, объясняет, почему она подходит к пословице, но уже сам выбор ярко показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребе-нок, анализируя суждение. |
Автор: | Пчелка [ 15-04, 12:07 ] |
Заголовок сообщения: | |
Ужасно отсканировался текст у меня((( |
Автор: | Galya Chilli [ 15-04, 12:28 ] |
Заголовок сообщения: | |
Нда... мож в саду остаться а? гдето там была темка про память, а уж абстрактное мышление у нас.... мама дорогая, мечта психолога |
Автор: | Рони [ 15-04, 13:32 ] |
Заголовок сообщения: | |
Galya Chilli писал(а): ААА, тоесть я первая на экзамен да?
Ой, не могу! Галя же не успеет подготовиться - двояк получит! |
Страница 4 из 5 | Часовой пояс: UTC + 5 часов |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |